Суббота, 16.12.2017, 20:48
Приветствуем Вас!
17.01.2016
Проект "Здоровячок"

Актуальность данной проблемы определяется значением невербальной формы общения в жизни детей со зрительной депривацией. В коммуникативной сфере до 65% отводится неречевым средствам общения, тогда как вербальные компоненты разговора составляют лишь 35%.

Невербальная коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика, пантомимика, интонация речи. Считается, что жесты и движения, которые мы используем в процессе общения с другими людьми - это наш «второй язык».

Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Дети с нарушением зрения ограничены или лишены возможности овладеть неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Неумение овладеть действиями по подражанию приводит к следующему: у детей с нарушением зрения снижен запас представлений о предметах и явлениях окружающего мира, что способствует формированию вербализма представлений, ведет к недостатку чувственных ощущений, мимика, пантомимики; страдает общая и мелкая моторика, осязательная чувствительность; наблюдается нарушение коммуникативной деятельности.

Дети со зрительной депривацией с помощью своего дефектного зрения получают обедненную и фрагментарную информацию о выразительных движениях. Восприятие мимики, жестов, поз происходит у них замедленно. Поэтому для слабовидящих характерна вялая, бедная, амимичная или маловыразительная мимика, жесты и пантомимика.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций зачастую сочетается с навязчивыми движениями (потряхивание руками, подскоки на месте, ритмическое покачивание туловищем или головой – особенно это проявляется во время чтения стихов, театрализованной деятельности). Из-за малого чувственного опыта у детей с нарушением зрения отсутствует мышечное ощущение мимических движений.

Несформированность коммуникативных навыков детей со зрительной недостаточностью может отрицательно сказаться и на их адаптации в школьном коллективе. Все это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения. Эта работа должна начинаться как можно раньше, чтобы не упустить сензитивный период развития - мимика и пантомимика складываются до семи лет, а после семи – только совершенствуются.

Весь проект вы можете просмотреть здесь.