Вторник, 18.12.2018, 20:42
Приветствуем Вас!
05.10.2018
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Подготовила: воспитатель  Айкишева О.Э.

Детское экспериментирование  - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?  Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным, равнодушно относящимся к любым нововведениям человеком. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специально проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности, в центре экспериментирования имеются материалы для проведения опытов, наблюдений, экспериментов: природный материал (камни, песок, ракушки , шишки и т.д), приборы-помощники (лупы, воронки, сито, компас и т.д), прочим материалом (зеркала, разные крупы, соль, сахар и т.д), карты-схемы последовательности проведения опытов.Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

         Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

-пена для ванны или кусочки мыла и т.п.

         Кухня -  это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1,5 см. пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

         Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

         Экспериментирование - это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникшие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
  2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
  3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
  4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
  5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

 Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте в чашку воды и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку.

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет  мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Подводная лодка из яйца»

Цель: узнать, что произойдёт с яйцом в пресной и солёной воде.

Материалы: две пол-литровые банки, 0.5 литра воды, 2 столовые ложки соли.

Процесс:

Возьмите две пол-литровые банки. Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опустите туда  второе яйцо – оно будет плавать.

Итоги: в пресной воде яйцо тонет, в солёной плавает. Почему? Солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке

«Соляные чудеса»

Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займёт несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции, соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределяться иначе. Особо увлечённым рекомендую сделать проволочные поделки, например ёлочку или паука, и так же поместить их в раствор соли.

Желаю успеха!