Понедельник, 15.10.2018, 18:32
Приветствуем Вас!
05.10.2018
Консультация для педагогов. «Познавательное развитие детей с нарушением зрения»

                        Разработала: воспитатель Бушмакина Е. А.

 

Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Средства познавательной деятельности – способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровая, художественная и т.д.

Полноценное познавательное развитие детей должно быть организовано на 3 основных блоках познавательного процесса:

  1. На специально организованных познавательных занятиях;
  • II. В совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
  1. В самостоятельной познавательной деятельной деятельности детей.

Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение).

Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить детей, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.

Тематикой ознакомления становится, в первую очередь, близкое окружение ребенка дома, в детском саду. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов, их свойств и взаимосвязей. В ходе изучения дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

Там, где невозможно, трудно получить зрительную информацию, детей учат активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и других). Это обеспечивает более полную и точную информацию.

На 1-м и 2-ом годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием у ребенка чувственного опыта проводится работа по овладению детьми словом, что обеспечивает умение соотносить конкретный признак со словесным его обозначением.

На 3-ем и 4-ом году обучения осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и других знаний.

Основными методами и средствами в работе с детьми являются: обследования, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, упражнения, иллюстрации, просмотр диафильмов, наглядный материал, слушание записей с голосами птиц, зверей, животных, звуками окружающего мира.

В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.). Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д.

Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

  • Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи;
  • Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики и т.д.);
  •  Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;
  • Найди самое высокое, низкое дерево;
  •  Найди спрятанную игрушку, свой домик;
  • Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;
  •  Слушай, что звучит;
  •  Расскажи, какая погода.
  • Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.

Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных, транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу - наглядное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение.

 

Литература:

В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения»,

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений ῙV вида/под ред. Л. И. Плаксиной;

Е. Подколзина «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения»;

Игровое обучение детей 5-7 лет/ под ред. Н. В. Иваковой.