Суббота, 16.12.2017, 20:49
Приветствуем Вас!

О нашем садике

Детский сад №30 начал функционировать с 1937 года.
В 2009 году получил статус дошкольного образовательного учреждения «детский сад компенсирующего вида – второй категории». 
Учреждение посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет, имеющие выраженное понижение зрения.

В 2014-15 учебном году в детском саду функционирует 5 возрастных групп:
  - 1 младшая группа (с 2-3 лет)
  - 2 младшая группа (с 3-4 лет)
  - средняя группа (с 4-5 лет)
  - старшая группа (с 5-6 лет)
  - подготовительная группа (с 6-7 лет)

Режим работы: пятидневная неделя. Организована работа двух групп с круглосуточным пребыванием.

Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляют 17 педагогов:
  -  10 воспитателей
  -  4 учителя-дефектолога (тифлопедагога)
  -  учитель-логопед
  -  инструктор по физической культуре
  -  музыкальный руководитель

Лечебно-восстановительную работу ведут:
  -  2 врача-офтальмолога
  -  3 сестры-ортоптистки
  -  старшая медсестра

В детском саду функционирует кружок «Здоровячок»
  -  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) ,часто болеющих детей и детей, имеющих хронические заболевания.

Приоритетные направления ДОУ:

 

1. Воспитательно –образовательное
Предусматривает организацию работы по реализуемым в ДОУ программам.
Работу по данному направлению осуществляют: воспитатели группы компенсирующего обучения , учитель – дефектолог.

2. Лечебно -  восстановительное 
Предполагает раннюю всестороннюю  диагностику нарушенных зрительных функций, позволяющую выяснить степень, характер  и причины дефекта; проведение лечебных и оздоровительных мероприятий направленных на восстановление  нарушенных  функций. Проводится комплексное медико – педагогическое воздействие, стимулирующее формирование, развитие и восстановление  зрительных функций.
Работу  по данному направлению осуществляют:  врач – офтальмолог, сестра – ортоптистка, учитель – дефектолог (тифлопедагог), воспитатели.

3. Коррекционно-педагогическое
Осуществляется компенсация и коррекция  нарушений сенсорно-специфических и познавательных процессов зрительного восприятия и несенсорных психических функций: память, мышление, внимание, речь, развитие ориентировка в пространстве,  всестороннее развитие личности.
Работу по данному направлению осуществляют: учитель – дефектолог, воспитатели,  учитель-логопед.

Ведущая роль в разработке и внедрении различных форм работы, которые помогли бы в организации коррекционно-педагогического процесса и проведении лечебно-восстановительных мероприятий отведена учителю-дефектологу.    

Структура воспитательно–образовательной и коррекционно – педагогической деятельности строится   как многоэтапный, ступенчатый процесс, в котором чтобы подвести ребенка к той или иной информации, навыкам и умениям, требуются специальные, коррекционно-развивающие программы, блоки, подготовительные курсы со своим пропедевтическим содержанием. Обучение представляем  как  разносторонний и разноуровневый процесс формирования  представлений, знаний, навыков и умений, построенный на общедидактических принципах и принципах коррекционной психологии и педагогики.

Целью процесса воспитания и обучения  является  как полное восстановление нарушенных зрительных функций или их стабилизация, так и кор­рекция и компенсация психического и эмоционально-волевого развития, подготовка ребенка с амблиопией и косоглазием к освоению следующей образовательной ступени в условиях образо­вательного учреждения общего назначения  без специальной педагогической и меди­цинской поддержки.

Основное содержание работы ДОУ включает:
- медицинскую диагностику зрительной патологии, ее коррекцию путем аппаратного, предаппаратного лечения, манувизуальных тренировок, окклюзии (заклейки);
- психолого-педагогическую диагностику и на ее основе коррекцию и развитие познавательных способностей слабовидящих детей через занятийный, совместный и самостоятельный блоки деятельности;
- создание условий для коррекции вторичных зрительных отклонений в психофизическом развитии, обеспечение двигательной активности слабовидящих детей, осуществление валеологического подхода в обучении (создание благоприятного микроклимата, индивидуальный подход, выбор оптимального времени для организации занятий, чередование разных видов деятельности в процессе обучения, снятие стресса с глаз путем проведения специальных упражнений зрительной гимнастики, соблюдение зрительного режима);
- апробацию и создание методического материала по приоритетным направлениям работы ДОУ.

В детском саду имеются коррекционные кабинеты логопеда, тифлопедагогов,  физиокабинет (лазер «ЛОТ - 01», компьютер с медицинскими программами ПАТТЕРН, EYE для коррекции зрительных патологий), 2 ортоптических кабинета с офтальмологическим оборудованием (синоптофор, паттернстимулятор, иллюзион и др.)

Основные образовательные программы:
«Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений» под редакцией Л. И. Плаксиной, М.,1999 г. 
Это основная программа, реализуемой в ДОУ, созданная на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Концептуальная основа программы — обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста:
учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения;
дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки;
создание офтальмо-гигиенических условий с учётом интересов, способностей и потребностей детей. 

«Программа по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения РГПУ им. А. И. Герцена» под редакцией Рудаковой Л. В., С-Пб.,1995 г. 
Содержание этой работы определяется положением о единстве трёх составных факторов: функционального, операционного, мотивационного. Программный материал отражает:
педагогические мероприятия, направленные на развитие зрительных функций;
педагогические материалы, направленныена обучение детей использованию наличного уровня восприятия в широкой познавательной деятельности;
тифлопедагогические мероприятия по развитию операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия. 

«Программа воспитания и обучения дошкольников» под ред. И. В. Васильевой, М., 2005 г. 
Данная программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей — игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.

Элементы вариативных программ:
- «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.
- «Детство» В.И.Логиновой, З.И. Михайловой и др.
- «Обучение грамоте в детском саду» Л.Е. Журовой, Л.Е.Шумаевой и др.
Ведущее место отведено развитию сенсорных ощущений слабовидящих детей, включение в работу сохранных анализаторов через использование методики Марии Монтессори, Н. Венгера, Никитиных.
Задача сохранения психофизического здоровья, профилактика и коррекция двигательных умений и навыков выполняется посредством следующих технологий: «Оздоровление позвоночника», «Здоровье на кончиках пальцев» П. Брегга, «Старт», «Ритмическая пластика» А. Бурениной, «Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду и семье» Нестерюк. Наряду с традиционными используются и нетрадиционные методы оздоровления: ароматерапия, музыкотерапия, дыхательная, капиллярная, пальчиковая гимнастики, психогимнастика, элементы технологии В.Ф. Базарного (зрительный стадион), релаксационные упражнения, стретчинг, элементы хатха-йоги.
В детском саду реализуется принцип развивающего обучения. С этой целью используются такие технологии, как ТРИЗ, РТВ, брейн-джин; элементы технологий педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой (изучение трудных тем с опережением), В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина (блоковая подача материала, занятия-погружения); методы моделирования, конструирования, экспериментирования, проблемного обучения и т.д.
В детском саду сложилась система проведения диагностики в разных формах: обследование речи и познавательных процессов дефектологами, контрольно-проверочные итоговые занятия по выполнению программы; «срезовые» наблюдения методиста занятий с детьми, собеседование с ними, анализ детских работ; ведение диагностических карт по определению уровня и качества знаний, умений и навыков дошкольников. Такая работа целесообразна, она показывает, как развивается каждый ребенок, в чем он преуспел и в какой помощи нуждается.
Обучение детей осуществляется в форме фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий. В процессе организованной образовательной деятельности  осуществляется индивидуальный (с учетом зрительного диагноза, физических возможностей) и дифференцированный (с учетом трех групп детей: сильные, средние, слабые по умственному развитию) подходы. В работе с младшими дошкольниками занятия проводятся в игровой, увлекательной форме (театрализованные, занятия-путешествия и т. д.), со старшими дошкольниками – комплексные, интегрированные, тематические занятия, которые носят познавательный, исследовательский характер.