Суббота, 16.12.2017, 20:45
Приветствуем Вас!

О детском саде

Детский сад №30 начал функционировать с 1937 года.
Учреждение посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет, имеющие выраженное понижение зрения.

 

В  детском саду функционирует 5 возрастных групп:
- 1 младшая группа (с 2-3 лет)
- 2 младшая группа (с 3-4 лет)
- средняя группа (с 4-5 лет)
- старшая группа (с 5-6 лет)
- подготовительная группа (с 6-7 лет)

Режим работы: пятидневная неделя.

Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляют 15 педагогов:

- 10 воспитателей
- 4 учителя-дефектолога (тифлопедагога)
- музыкальный руководитель

Лечебно-восстановительную работу ведут:
- 2 врача-офтальмолога
- 2 сестры-ортоптистки
- медицинская сестра физиокабинета

Приоритетные направления ДОУ:

Воспитательно –образовательное.
Предусматривает организацию работы по реализации адаптированной  и рабочих программ   в ДОУ программам. Работу по данному направлению осуществляют: воспитатели  всех возрастных групп, учитель – дефектолог (тифлопедагог), музыкальный руководитель.

Ведущая роль в разработке и внедрении различных форм работы, которые помогли бы в организации коррекционно-педагогического процесса и проведении лечебно-восстановительных мероприятий отведена учителю-дефектологу (тифлопедагогу).

Структура воспитательно–образовательной и коррекционно – педагогической деятельности строится как многоэтапный, ступенчатый процесс, в котором чтобы подвести ребенка к той или иной информации, навыкам и умениям, требуются специальные, коррекционно-развивающие программы, блоки, подготовительные курсы со

своим пропедевтическим содержанием. Обучение представляем как разносторонний и разноуровневый процесс формирования представлений, знаний, навыков и умений, построенный на общедидактических принципах и принципах коррекционной психологии и педагогики.
 

Целью процесса воспитания и обучения является как полное восстановление нарушенных зрительных функций или их стабилизация, так и кор­рекция и компенсация психического и эмоционально-волевого развития, подготовка ребенка с амблиопией и косоглазием к освоению следующей образовательной ступени в условиях образо­вательного учреждения общего назначения без специальной педагогической и медицинской  поддержки.

2. Лечебно - восстановительное

- предполагает раннюю всестороннюю диагностику нарушенных зрительных функций, позволяющую выяснить степень, характер и причины дефекта;

- проведение лечебных и оздоровительных мероприятий направленных на восстановление нарушенных функций. Проводится комплексное медико – педагогическое воздействие, стимулирующее формирование, развитие и восстановление зрительных функций. Работу по данному направлению осуществляют: врач – офтальмолог, сестра – ортоптистка,  медицинская сестра (физиокабинета), учитель – дефектолог (тифлопедагог), воспитатели.

Основное содержание работы ДОУ включает:
- медицинскую диагностику зрительной патологии, ее коррекцию путем аппаратного, предаппаратного лечения, манувизуальных тренировок, окклюзии (заклейки);
- психолого-педагогическую диагностику и на ее основе коррекцию и развитие познавательных способностей слабовидящих детей через  непосредственно-образовательную, совместную и самостоятельную деятельности;
- непосредственно-образовательная  деятельность это  создание условий для коррекции вторичных зрительных отклонений в психофизическом развитии, обеспечение двигательной активности слабовидящих детей, осуществление валеологического подхода в обучении (создание благоприятного микроклимата, индивидуальный подход, выбор оптимального времени для организации занятий, чередование разных видов деятельности в процессе обучения, снятие стресса с глаз путем проведения специальных упражнений зрительной гимнастики, соблюдение зрительного режима);
- апробацию и создание методического материала по приоритетным направлениям работы ДОУ.

В детском саду имеются коррекционные кабинеты логопеда, тифлопедагогов, физиокабинет (лазер «ЛОТ - 01», компьютер с медицинскими программами ПАТТЕРН, EYE для коррекции зрительных патологий), 2 ортоптических кабинета с офтальмологическим оборудованием (синоптофор, паттернстимулятор, иллюзион и др.)

Основные образовательные программы:

«Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений» под редакцией Л. И. Плаксиной, М.,1999 г.
Это основная программа, реализуемой в ДОУ, созданная на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Концептуальная основа программы — обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; комплексный (клинико -физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки; создание офтальмо-гигиенических условий с учётом интересов, способностей и потребностей детей.

«Программа по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения РГПУ им. А. И. Герцена» под редакцией Рудаковой Л. В., С-Пб.,1995 г.

Содержание этой работы определяется положением о единстве трёх составных факторов: функционального, операционного, мотивационного. Программный материал отражает:
педагогические мероприятия, направленные на развитие зрительных функций;
педагогические материалы, направленные на обучение детей использованию наличного уровня восприятия в широкой познавательной деятельности;
тифлопедагогические мероприятия по развитию операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2016 г.
Программа является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана на основе ФГОС  ДО.

Элементы вариативных программ:
- «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.
- «Детство» В.И.Логиновой, З.И. Михайловой и др.
- «Обучение грамоте в детском саду» Л.Е. Журовой, Л.Е.Шумаевой и др.
       Ведущее место отведено развитию сенсорных ощущений слабовидящих детей, включение в работу сохранных анализаторов через использование методики Марии Монтессори, Н. Венгера, Никитиных.

  Задача сохранения психофизического здоровья, профилактика и коррекция двигательных умений и навыков выполняется посредством следующих технологий: «Оздоровление позвоночника», «Здоровье на кончиках пальцев» П. Брегга, «Старт», «Ритмическая пластика» А. Бурениной, «Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду и семье» Нестерюк. Наряду с традиционными используются и нетрадиционные методы оздоровления: музыкотерапия, дыхательная, , пальчиковая гимнастики, психогимнастика, элементы технологии В.Ф. Базарного (зрительный стадион), релаксационные упражнения, стретчинг,.
  В детском саду реализуется принцип развивающего обучения. С этой целью используются такие технологии, как ТРИЗ, РТВ ( развитие творческого воображения) элементы технологий педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой (изучение трудных тем с опережением), В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина (блоковая подача материала, занятия-погружения); методы моделирования, конструирования, экспериментирования, проблемного обучения и т.д.
   В детском саду сложилась система проведения диагностики в разных формах: обследование речи и познавательных процессов учителями - дефектологами, контрольно-проверочные итоговые занятия по выполнению программы; «срезовые» наблюдения методиста занятий с детьми, собеседование с ними, анализ детских работ; ведение диагностических карт по определению уровня и качества знаний, умений и навыков дошкольников. Такая работа целесообразна, она показывает, как развивается каждый ребенок, в чем он преуспел и в какой помощи нуждается.
  Обучение детей осуществляется в форме фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий. В процессе организованной образовательной деятельности осуществляется индивидуальный (с учетом зрительного диагноза, физических возможностей) и дифференцированный (с учетом трех групп детей: сильные, средние, слабые по умственному развитию) подходы. В работе с младшими дошкольниками занятия проводятся в игровой, увлекательной форме (театрализованные, занятия-путешествия и т. д.), со старшими дошкольниками – комплексные, интегрированные, тематические занятия, которые носят познавательный, исследовательский характер.

  Территория детского сада огорожена забором. На территории растут: голубые ели, туи, различные виды лиственных деревьев, кустарников, а также плодовые деревья (яблони). Разбиты газоны, клумбы и цветники. Есть на территории и огород, который используется для экологического и трудового воспитания. Дети помогают сажать семена, ухаживать за посадками и собирать урожай. Для занятий на свежем воздухе и прогулок используется игровая зона, оснащённая теневыми навесами-верандами, малыми архитектурными формами, песочницами, а так же имеется спортивная площадка для занятий физкультурой на воздухе.